Часто сталкиваюсь с тем, что люди путают жалость, эмпатию, сочувствие и милосердие. А тут знакомая разместила у себя текст, мол как относитесь к жалости, и почему на неё отвечают агрессией. Тема для меня важная, давайте разберёмся.
👆Жалость по определению — форма дискомфорта, вид снисходительного (!) сострадания.
Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая показывает недостаток, причиненный либо самим ходом вещей, либо кем-то другим.
Жалость — это констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.
То есть проявляя к человеку жалость — мы бессознательно помещаем его в положение «жалкого» и «униженного». И вместо поддержки, сочувствия и эмпатии только цементируем человека в беде. Поэтому часто жалельщики возмущаются, получив агрессию, в ответ на проявления жалости. А ещё чаще люди выбирают сжать все места, и на разрыв сухожилий тащить проблемы самостоятельно, лишь бы не жаловаться (не переходить в положение жалкого человека)
Кстати, поэтому к психологу или на коучинг приходят, в жутко измочаленном состоянии.
«А как же пожалеть упавшего ребёнка? Ведь если упал, коленочку расшиб, как можно «безжалостно» реагировать?»
Когда мои дети падают или ранятся — я не вижу в них жалких существ, которым нужна жалость. Я вижу человека, которому больно и хочется эту боль облегчить или утешить. И кроме того, с ребёнком коммуникация из позиции Родитель допустима. Его здоровье и безопасность — до 18 лет зона ответственности родителей.
К отношениям со взрослым человеком это неприменимо категорически.
Если начать общаться со Взрослым из позиции Родителя (то есть сверху) сам факт будет унизительным, поместит человека в более низкую позицию. Опекать или жалеть равного даже в голову не придёт.
Поэтому я считаю, что жалость — это унижение. Во всяком случае — попытка унизить.
И очень важно, на мой взгляд, разделять сочувствие, эмпатию, участие и жалость.
И отдельно — профессиональную помощь. Со специалистом у вас всегда равные, партнерские отношения.
Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая показывает недостаток, причиненный либо самим ходом вещей, либо кем-то другим.
Жалость — это констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.
То есть проявляя к человеку жалость — мы бессознательно помещаем его в положение «жалкого» и «униженного». И вместо поддержки, сочувствия и эмпатии только цементируем человека в беде. Поэтому часто жалельщики возмущаются, получив агрессию, в ответ на проявления жалости. А ещё чаще люди выбирают сжать все места, и на разрыв сухожилий тащить проблемы самостоятельно, лишь бы не жаловаться (не переходить в положение жалкого человека)
Кстати, поэтому к психологу или на коучинг приходят, в жутко измочаленном состоянии.
«А как же пожалеть упавшего ребёнка? Ведь если упал, коленочку расшиб, как можно «безжалостно» реагировать?»
Когда мои дети падают или ранятся — я не вижу в них жалких существ, которым нужна жалость. Я вижу человека, которому больно и хочется эту боль облегчить или утешить. И кроме того, с ребёнком коммуникация из позиции Родитель допустима. Его здоровье и безопасность — до 18 лет зона ответственности родителей.
К отношениям со взрослым человеком это неприменимо категорически.
Если начать общаться со Взрослым из позиции Родителя (то есть сверху) сам факт будет унизительным, поместит человека в более низкую позицию. Опекать или жалеть равного даже в голову не придёт.
Поэтому я считаю, что жалость — это унижение. Во всяком случае — попытка унизить.
И очень важно, на мой взгляд, разделять сочувствие, эмпатию, участие и жалость.
И отдельно — профессиональную помощь. Со специалистом у вас всегда равные, партнерские отношения.
А в предыдущем посте, я писал о том, как донести любовь (отличная альтернатива жалости)