Александр Бортняк — коуч

Мечтают ли «достигаторы» о бизнес-коучинге? И при чём тут электроовцы...

Бизнес-коучинг
Мечтают ли «достигаторы» о бизнес-коучинге?
В далеком 1968 году, Филип К. Дик написал роман, который заставил задуматься о том, что делает нас людьми. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — это история о будущем, где андроиды почти неотличимы от людей. И в то же время это история о том, как мы, люди, теряем себя в погоне за чем-то, чего, возможно, даже нет.
И вот, спустя десятилетия, я сижу и думаю: как-то подозрительно стали мы похожи на этих андроидов. Особенно те, кто каждый день бежит из переговорки в переговорку, сжимая в руках смартфоны и кофе навынос. Достигаторы, электровеники, турбо-руководители. Те, кто, кажется, уже забыл, что значит быть просто человеком. Мечтают ли они о бизнес-коучинге? Или они мечтают о чем-то большем, вытесняя эту мысль рутиной?

Электроовцы и KPI: чего мы на самом деле хотим?

Электроовцы и KPI при чём тут бизнес коучинг?
В мире Дика люди мечтают о настоящих животных. Живая овца — символ успеха, статуса, богатства. Однако большинство довольствуется электроовцами — искусственными заменителями, которые лишь имитируют жизнь. А я смотрю на современных руководителей, и мне кажется, что их KPI, квартальные отчеты и графики роста — те самые электроовцы. Они стремятся к совершенству в цифрах и показателях, стремясь сделать свою компанию «лучшей». Только вот что стоит за этими цифрами? Чего они действительно желают? Успеха? Признания? Или просто возможности сказать: «Я это сделал»?
В этом контексте бизнес-коучинг становится чем-то вроде прибора помогающего отличить живое от золотой электроовцы. В работе с коучем можно и достичь целей, и найти ответ на главный вопрос: а зачем? Ведь многие в погоне за символами успеха мечтают о том, чтобы кто-то наконец сказал им: «Остановись. Ты уже достаточно хорош. Ты уже достаточно сделал».

Эмпатия: роскошь или необходимость?

Эмпатия: роскошь или необходимость?
В романе андроиды лишены эмпатии. Это их главное отличие от людей. Однако и сами люди в этом мире постепенно теряют способность чувствовать. Они живут в мире, где эмоции можно регулировать с помощью «эмпатийного ящика». Хочешь радость? Нажми кнопку. Хочешь грусть? Вот тебе еще одна.
Достигаторам тоже приходится жить в таком мире. Эмоции заменяют графики, чувства — оцифрованные показатели. Они говорят о «команде», хотя отдел работы с персоналом называется «человеческие ресурсы», стыдливо спрятанный за аббревиатурой HR. Они говорят о «результатах», однако должны игнорировать, что за этими результатами стоят чьи-то жизни, чьи-то мечты, чьи-то слезы. Иначе простой, потери, дофаминовая ломка.
Бизнес-коучинг один из способов раскачать эмоциональный интеллект и построить работу так, чтобы достижение результатов, не требовало закрывать глаза на цели и ценности сотрудников. Чтобы атмосфера в компании была живой, а не дешёвой репликой.

Охота за собой: человек или репликант?

Декард охотится на андроидов и в процессе начинает сомневаться в собственной человечности. Он задается вопросом: а что, если он сам — андроид?
Турбо-руководители тоже охотятся. Они охотятся за успехом, за признанием, за тем, чтобы доказать себе и другим, что они чего-то стоят. И в этой погоне теряют себя. Они становятся теми, кем, как им кажется, они должны быть. Но кто они на самом деле? Люди или андроиды? Бизнес-коуч может помочь найти ответ на этот вопрос, правда, как и в романе Дика, ответ оказывается сложнее, чем ожидалось. И очень редко приятным.

Мечта о чем-то большем

В финале романа главный герой находит жабу. Настоящую, живую жабу. Это становится для него символом чего-то настоящего в мире, где все вокруг искусственно. Однако оказывается, что и жаба — всего лишь электронная подделка. Это разочарование, а также и момент прозрения. Он понимает, что, возможно, настоящего уже нет. Или, может быть, оно никогда и не существовало.
Достигаторы тоже мечтают о чем-то большем. Хотят найти смысл в своей работе, в своей жизни. Они хотят почувствовать, что все, что они делают, имеет значение. Бизнес-коучинг становится для них способом найти этот смысл. Однако, как и в романе, они часто сталкиваются с тем, что их «жаба» оказывается лишь иллюзией. Именно в этом разочаровании и заключается их шанс на настоящую трансформацию. Когда электронные чары развеяны, получается увидеть, что быть человеком — это не значит быть идеальным. Это значит быть настоящим.
Эмпатия: роскошь или необходимость?

Быть человеком

Роман Дика оставляет читателя в неоднозначном настроении. Декард оказывается наедине со своими мыслями и сомнениями. Турбо-руководители, подобно ему, сталкиваются с похожим выбором: продолжать следовать за «электроовцами» или остановиться и задуматься о том, что действительно важно для них.
Мечтают ли они о бизнес-коучинге? Возможно. Однако, подобно андроидам из книги, они мечтают не о коучинге как таковом, а о том, что он символизирует — о возможности стать настоящими, живыми и свободными. О возможности быть людьми в мире, где всё вокруг кажется искусственным.
И я думаю, что именно в этом и заключается главная мечта.