Александр Бортняк — коуч

Какая жалость... Жалость? Какая?

жалость и бизнес-коучинг
Часто сталкиваюсь с тем, что люди путают жалость, эмпатию, сочувствие и милосердие. А тут знакомая разместила у себя текст, мол как относитесь к жалости, и почему на неё отвечают агрессией. Тема для меня важная, давайте разберёмся.
👆Жалость по определению — форма дискомфорта, вид снисходительного (!) сострадания.

Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая показывает недостаток, причиненный либо самим ходом вещей, либо кем-то другим.

Жалость — это констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.

То есть проявляя к человеку жалость — мы бессознательно помещаем его в положение «жалкого» и «униженного». И вместо поддержки, сочувствия и эмпатии только цементируем человека в беде. Поэтому часто жалельщики возмущаются, получив агрессию, в ответ на проявления жалости. А ещё чаще люди выбирают сжать все места, и на разрыв сухожилий тащить проблемы самостоятельно, лишь бы не жаловаться (не переходить в положение жалкого человека)

Кстати, поэтому к психологу или на коучинг приходят, в жутко измочаленном состоянии.

«А как же пожалеть упавшего ребёнка? Ведь если упал, коленочку расшиб, как можно «безжалостно» реагировать?»

Когда мои дети падают или ранятся — я не вижу в них жалких существ, которым нужна жалость. Я вижу человека, которому больно и хочется эту боль облегчить или утешить. И кроме того, с ребёнком коммуникация из позиции Родитель допустима. Его здоровье и безопасность — до 18 лет зона ответственности родителей.

К отношениям со взрослым человеком это неприменимо категорически.

Если начать общаться со Взрослым из позиции Родителя (то есть сверху) сам факт будет унизительным, поместит человека в более низкую позицию. Опекать или жалеть равного даже в голову не придёт.

Поэтому я считаю, что жалость — это унижение. Во всяком случае — попытка унизить.

И очень важно, на мой взгляд, разделять сочувствие, эмпатию, участие и жалость.

И отдельно — профессиональную помощь. Со специалистом у вас всегда равные, партнерские отношения.
А в предыдущем посте, я писал о том, как донести любовь (отличная альтернатива жалости)