Александр Бортняк — коуч

Бизнес коучинг, психология, отзывы — как работать сохранив приватность

Бизнес-коучинг
Реальные отзывы от реальных людей на бизнес-коучинг и психологию. Как получить этично
Бизнес коучам запрашивать отзывы проще, в отличии от психологов, этика нам это позволяет. А вот публиковать отзывы под реальными именами, с указанием названия компании и прочими личными данными — не комильфо.
Глобально задача бизнес-коучинга, а часто и психологических практик, в том, чтобы клиент присвоил себе результаты достигнутые в результате сессий. Взял на себя ответственность за всё что происходит в жизни и в бизнесе, признал своё влияние на череду событий.
И тогда, вполне логично, что хвалить коуча не за что) Клиент же сам до всего дошёл, сам всё знал, решения принял, действия произвёл.
Однако отзывы нужны, чтобы становится лучше, развиваться и привлекать новых клиентов. Что ж делать?
Прежде всего, давайте разберёмся почему у психологов и коучей есть мнение, что отзывы просить неэтично:

Отзыв может быть опасен для клиента

Считается что отзывы могут раскрыть анонимность клиента даже при скрытом номере телефона и имени. Во время супервизий и интервизий, если кейс обсуждается с более опытными коллегами, ситуация подается максимально анонимно. Считается что клиент может публиковать информацию о работе с психологом или коучем, а сам специалист должен прилагать усилия, чтобы не раскрыть информацию о клиенте.

Отзыв данный в порыве, неловко отозвать

После особенно яркой сессии, на эмоциях от крутого инсайта, клиент может написать личное сообщение о том, как эффективна была работа, будучи полон благодарности. В этой ситуации он не сможет отказать коучу или психологу в просьбе опубликовать отзыв.

В дальнейшем клиент может изменить своё мнение (дело не в специалисте даже, внутренняя трансформация бывает болезненной, и эмоциональные качели будь здоров) однако попросить удалить отзыв может быть даже труднее, чем отказаться публиковать его.

Отзывы формируют ожидания

Если в отзыве указано: «Вау, всего за полтора часа решили проблему последних лет», новые клиенты могут решить, что их запрос решится так же быстро. Однако люди разные, бэкграунд и ситуация сильно отличаются. Кроме того, «Решили проблему» для кого-то инсайт, для кого-то дорожная карта, а для кого-то достаточно осознания причин. То есть совсем разный результат.

Что лично я считаю неприемлемым для публикации в качестве отзыва

  • Скриншоты из переписки с клиентом. Это личное, интимное пространство и оно должно оставаться таковым.
  • Отзывы с фотографиями клиентов.
  • Видео отзывы. Я их не публикую даже если клиенты присылают без запроса. Перевожу в текст.

Так что делать-то?

Варианта на самом деле два:
Первый — публикация обезличенных отзывов.
Без фамилий, номеров телефонов, указания компании где работает клиент.
Более того, если имя редкое, а человек известен в определённой среде — имя можно изменить.
Чтобы отзывы выглядели «реальными отзывами реальных людей» важно оставить каждую букву на том месте, где её поставил клиент. Люди тонко чувствуют реальный отзыв и «причёсанный»

Это подход который выбрал я. Как это выглядит — можете посмотреть в разделе Отзывы.
Второй — использовать вместо отзывов кейсы.
Кейс от отзыва отличается тем, что там есть определённая структура: точка А (Запрос), описание клиента, описание ситуации, весь путь работы, трудностей которые пришлось преодолеть, точка Б (Результат) и может быть ещё послесловие.

Это детальный подробный рассказ об интересных или типичных ситуациях.
Очевидно, что кейсы пишут сами коучи или психологи, клиент вообще упоминается анонимно, поэтому чтобы кейс выглядел достоверным, необходимо указывать детали, штрихи которые будут узнаваемы для клиентов.

Описание кейсов — целая наука, есть даже специалисты «кейсологи» )) Часто для этого требуется внедрить (хотя бы для себя) некоторые регламенты и бизнес-процессы. Например ведение заметок по структуре кейса. Чтобы упростить эту процедуру, я с коллегой даже проводил воркшоп и вебинар с хулиганским названием «Кейсы маминой подруги». По ссылке можете скачать презентацию.
Ну и всегда есть вариант объединить оба подхода — публиковать и отзывы без раскрытия персоны клиента и кейсы с профессиональным разбором ситуаций.
Так что если ситуация по работе с отзывами для вас актуальна или вы скачали мою презентацию по работе с кейсами, и хотите обсудить подробнее — добро пожаловать на сессию или консультацию. Отзыв потом писать не обязательно ;)

Внедрение работы с отзывами и кейсами это тактический инструмент бизнеса. А вот выход из операционки — преимущество стратегическое.